Skip to content
Home » Анализ известной речи » Нельсон Мандела и его борьба против апартеида: интересные факты, анализ речи “Я готов к смерти”, цитаты

Нельсон Мандела и его борьба против апартеида: интересные факты, анализ речи “Я готов к смерти”, цитаты

В статье вы узнаете о том, почему Нельсон Мандела считается величайшим лидером Африки, за что он боролся, о чем говорил в своих выступлениях и обращениях к прессе, ознакомитесь с цитатами из его речей, а также найдете подробный риторический анализ речи “Я готов к смерти” и стилистический разбор многочисленных цитат Нельсона Манделы.

Нельсон Мандела: ключевые факты из политической и общественной деятельности величайшего в истории Африки борца за справедливость

Нельсон Холилала Мандела (18 июля 1918 – 5 декабря 2013) —  южноафриканский политический деятель, активист в борьбе за права человека, первый чернокожий президент Южной Африки (1994-1999), известный заключенный, революционер и защитник справедливости. 

Нельсон Мандела борьба против апартеида
Nelson Mandela

Нельсон Мандела известен во всем мире, в первую очередь, своей борьбой против апартеида и стремлением к установлению демократии в Южной Африке. 

Чтобы понять, какая на тот момент была политическая ситуация в стране, и какие  события повлияли на становление личности Нельсона Манделы, разберем, в чем же заключался апартеид в ЮАР:

  • чернокожее население было лишено политических и практически всех гражданских прав;
  • разным расам предоставлялись услуги разного качества;
  • чернокожим запрещалось открывать предприятия, вести практику в тех областях, которые были обозначены как “белая Африка” (а это все более-менее крупные города и экономические зоны);
  • сегрегация в общественных местах и транспорте;
  • чернокожим запрещалось без специального пропуска находиться, жить или работать в “белых зонах” ;
  • во многих негритянских районах не было больниц, не хватало средств и медработников;
  • чернокожих детей обучали только тем предметам и навыкам, которые им понадобятся для работы на белых;
  • чернокожие полицейские не имели права арестовывать белых людей и т. д.
[quads id=2]

В 1944 году Нельсон Мандела присоединился к АНК (Африканский национальный конгресс) – политическая организация африканского населения, которая провозглашала своей целью ликвидацию режима апартеида, борьбу за демократическое переустройство общества. 

Впоследствии Нельсон Мандела занимал в АНК различные руководящие должности, благодаря чему смог возродить организацию и усилить ее оппозиционную политику против правящей Национальной партии. 

В 1952 году Мандела и его друг Оливер Тамбо, который на тот момент был лидером АНК, создали первую юридическую фирму под руководством чернокожих “Mandela and Tambo”, которая оказывала дешевую или чаще всего бесплатную юридическую помощь африканцам. 

В 1955 году Нельсон Мандела участвовал в организации Конгресса народа, на котором была принята Хартия свободы, в которой были изложены основные принципы построения свободного и демократического общества в Южной Африке.

Такая активная гражданская позиция Манделы против апартеида привела к тому, что он стал частой мишенью для властей. В 1956 году был арестован вместе со 150 подозреваемыми в государственной измене и подготовке насильственного свержения власти. Судебный процесс продлился 5 лет и закончился тем, что всех обвиняемых оправдали. 

Если до 1960 года Нельсон Мандела пропагандировал исключительно ненасильственные методы сопротивления апартеиду, то убийство полицией невооруженных чернокожих, а также постоянные репрессии и насилие со стороны государственной власти, заставили его поменять свое мнение. Тогда Мандела начинает активно пропагандировать саботаж против властей. 

В 1962 году Мандела был арестован, а в октябре 1963 осужден за саботаж, государственную измену и насильственный заговор и приговорен к пожизненному заключению.

Он отбыл 27 лет тюремного заключения, прежде чем был освобожден и избран президентом ЮАР. Так Нельсон Мандела стал первым чернокожим президентом ЮАР. 

Падение режима апартеида напрямую связано с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК).

В 1993 году Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира.

Известные на весь мир выступления и обращения к прессе Нельсона Манделы

К самым значимым в истории речам Нельсона Манделы относятся следующие его обращения:

  1. “В борьбе — вся моя жизнь”, 26 июня 1961 год. 
  2. Выступление в суде Претория, Южная Африка, 15 октября – 7 ноября 1962 год. 
  3. Речь “Я готов к смерти”, 20 апреля 1964 год. 
  4. Выступление при освобождении из тюрьмы Кейптаун, Южная Африка, 11 февраля 1990 год. 
  5. Заявление Специальному комитету ООН против апартеида, 22 июня 1990 год. 
  6. Выступление в Генеральной Ассамблее ООН, 3 октября 1994 год. 
  7. Выступление в Нью-Дели, Индия, 25 января 1995 год. 
  8. Дурбан, Южная Африка, 16 апреля 1999 год. 
  9. Выступления в Генеральной Ассамблее ООН, 21 сентября 1998 год. 
  10. Выступление в Ботавилль, ЮАР, 14 октября 1998 год. 
  11. Выступление в Нью-Дели, Индия, 31 января 2004 год. 
  12. Выступления в Соуэто, ЮАР, 12 июля 2008 год. 

В своих многочисленных обращениях Нельсон Мандела затрагивал непростые и очень важные общечеловеческие проблемы. В первую очередь, он выступал и боролся за социальную справедливость. Говорил о расовой дискриминации и правах человека, о свободе и примирении, о борьбе с нищетой и строительстве нового мира. 

[quads id=4]

Речь Нельсона Манделы “Я готов к смерти”

20 апреля 1964 года на заседании суда в Ривонии Нельсон Мандела произнес свою самую знаменитую трехчасовую речь – одну из самых значимых речей XX века “Я готов к смерти”.

В выступлении он признал свою причастность к подготовке диверсий. При этом в свою защиту Мандела заявил, что он и его сообщники были вынуждены пойти на такие меры, потому как все ранее принятые ненасильственные методы борьбы с апартеидом привели к еще большим ограничениям свободы африканского народа. 

В конце судебного разбирательства Нельсон Мандела был осужден и приговорен к пожизненному заключению, едва избежав смертной казни. 

Риторический анализ речи “Я готов к смерти”

Структура речи

Речь Нельсона Манделы “Я готов к смерти” , произнесенная 20 апреля 1964 года, можно разделить на 3 части:

  1. В первой части Нельсон Мандела рассказывает о себе, в частности, о том, что он учился на юридическом факультете и работал юристом. И далее опровергает все выдвинутые против него обвинения. 
  2. Во второй части Мандела признает свою вину и утверждает, что готов понести ответственность за насильственные методы, используемые для борьбы с апартеидом. Но в то же время поясняет, что такие меры были единственным возможным способом для достижения равенства и справедливости в ЮАР. 
  3. Третья часть по объему превосходит две предыдущие. В этой части Нельсон Мандела выступает за предоставление равных прав для всех южноафриканцев.

Объем речи “Я готов к смерти” – 14 307 слов. 

Стилистические приемы, используемые в речи “Я готов к смерти”

Помимо того, что Нельсон Мандела был выдающимся политическим деятелем, он был также превосходным оратором. 

На примере некоторых цитат из трехчасовой речи Манделы рассмотрим, какие приемы, фигуры речи и тропы использовал автор в своем обращении:

  1. Свою речь Мандела начинает с применения одного из трех методов убеждения в риторике – этоса

Этос – метод убеждения в авторитете автора и его репутации. При помощи этоса автор показывает читателю, что ему можно доверять и к его мнению нужно прислушаться. Автор может сделать упор на моральные ценности, которые поддерживает аудитория, и усилить таким образом свою идею. 

С помощью этоса формируется доверие к автору и убеждение в правдивости его слов. 

На сайте есть подробная статья на тему “Три кита убеждения: этос, пафос, логос.” 

Итак, первое, что делает Нельсон Мандела – представляет себя: отмечает, что имеет ученую степень бакалавра и вел юридическую практику. Затем Мандела кратко рассказывает о своем воспитании и о том, как истории, услышанные от предков, вдохновили его на борьбу за права чернокожего населения. 

Далее объясняет причины и цели своего обращения:

  1. Опровергнуть ложные сведения и показания в обвинении;
  2. Описать и обосновать цели и методы борьбы с апартеидом. 
[quads id=3]

В своем выступлении Мандела пытался доказать, насколько АНК до последнего был против насильственных методов борьбы, и как все участники хотели избежать применения насилия. 

2. Антитеза

Антитеза – противопоставление слов, понятий, образов, связанных между собой общими признаками (контраст):

“Африканцы жалуются… не только на то, что они бедны, а белые — богаты, но и на то, что законы, созданные белыми, сохраняют именно такое положение вещей.”

“Я боролся против доминирования белой расы, и я боролся против доминирования черной расы.” 

“Это идеал, которого я стремлюсь добиться и до которого я надеюсь дожить. Но если потребуется, то за этот идеал я готов умереть.”

3. Анафора

Анафора – повторение начальных частей двух или более самостоятельных отрезков речи:

Это борьба африканского народа, вдохновленная его страданиями и опытом. Это борьба за право жить.”

4. Лексический повтор

Лексический повтор –  намеренное повторение в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции:

Я боролся против доминирования белой расы, и я боролся против доминирования черной расы.”

” Я хранил в душе идеал свободного демократического общества, в котором все люди живут в гармонии и обладают равными правами. Это идеал, которого я стремлюсь добиться и до которого я надеюсь дожить. Но если потребуется, то за этот идеал я готов умереть.”

Риторические приемы, фигуры речи и тропы в обращениях Нельсона Манделы. Цитаты из выступлений

На примере цитат, взятых из различных выступлений Нельсона Манделы, рассмотрим, какими стилистическими приемами, пользовался блестящий оратор, борец за справедливость и выдающийся политический деятель 20-го века. 

1. Анафора — повторение начальных частей двух или более самостоятельных отрезков речи.

Нельсон Мандела неоднократно применяет данную риторическую фигуру в своих выступлениях. Анафора позволяет акцентировать внимание слушателей на той идее, которую провозглашает автор, и усилить обратную реакцию:

Не стоит ждать, что люди, лишенные права голоса, продолжат платить налоги правительству, которое никак не отвечает перед ними. Не стоит ждать, что живущие в нищете и голоде смогут платить правительству и местным властям чрезмерно высокую квартирную плату.

Из обращения к прессе
«В борьбе — вся моя жизнь»
26 июня 1961 года
[quads id=2]

Я ненавижу политику расовой дискриминации, и в этой ненависти меня укрепляет тот факт, что преобладающее большинство людей на планете точно так же ненавидят расизм. Я ненавижу, когда детям постоянно навязывают расовые предубеждения, и в этой ненависти меня укрепляет то, что преобладающее большинство людей, в нашей стране и за рубежом, — на моей стороне. Я ненавижу надменное отношение одной расы к другой, вследствие которого все жизненные блага должны эксклюзивно доставаться меньшинству населения, и которое ставит большинство жителей страны в унизительное, зависимое положение, когда они, как бесправные рабы, должны работать там, где скажут, и вести себя так, как велит правящее меньшинство.

Из обращения к прессе
«В борьбе — вся моя жизнь»
26 июня 1961 года

Мы призываем белых соотечественников присоединиться к нам, чтобы вместе строить новое южноафриканское государство. Мы призываем мировое сообщество продолжить кампанию по изоляции режима апартеида. 

Из выступления при освобождении из тюрьмы
Кейптаун, Южная Африка — 11 февраля 1990 года

Давайте пройдем его вместе. Давайте же нашими совместными усилиями оправдаем те цели, ради которых была создана эта Организация, и создадим ситуацию, при которой ее Устав и Всеобщая декларация прав человека станут частью свода правовых норм, на которых будет основан политический и общественный порядок в новой Южной Африке. 

Из заявления Специальному комитету ООН против апартеида
22 июня 1990 года

Мы должны добиться того, чтобы цвет кожи, расовая и половая принадлежность расценивались как божий дар каждому из нас, а не были бы несмываемой меткой или признаком, соответствующим определенному статусу каждого.

Мы должны трудиться, приближая тот день, когда южноафриканцы будут смотреть друг на друга и взаимодействовать друг с другом как равные, как представители единого государства, а не расколотого своими различиями.

Путь, который мы должны пройти для достижения этого, ни в коем случае не будет легким.

Из выступления в Генеральной Ассамблее ООН
3 октября 1994 года
[quads id=RndAds]

Сегодня мы празднуем тот факт, что этот исторический документ пережил бурные пять десятилетий, в ходе которых произошел ряд чрезвычайно важных для эволюции человеческого общества событий.

Сегодня я, возможно в последний раз, имею честь выступать с этой трибуны Генеральной Ассамблеи.

Из выступления в Генеральной Ассамблее ООН
21 сентября 1998 года

Мы живем в мире, где развитие знаний и накопление информации идет семимильными шагами — но при этом миллионы детей не имеют возможности ходить в школу. Мы живем в мире, где мировая эпидемия СПИДа ставит под угрозу само существование человечества.

Из выступления перед концертом «Live 8»
Йоханнесбург, ЮАР — 2 июля 2005 года

2. Метафора — скрытое сравнение, употребление слов в переносном значении на основе сходства и аналогии с характеристиками какого-то предмета или явления (пример: водопад звезд). Метафора придает речи яркой образности, помогает удерживать внимание слушателей, воздействуя на их воображение:

Заря свободы, показавшаяся на горизонте, должна вдохновить нас на то, чтобы многократно умножить усилия.

Из выступления при освобождении из тюрьмы
Кейптаун, Южная Африка — 11 февраля 1990 года

Ничто не свернет нас с пути к свободе. Мы не должны позволить страху стать у нас на пути.

Из выступления при освобождении из тюрьмы
Кейптаун, Южная Африка — 11 февраля 1990 года

Во всех наших начинаниях мы должны обеспечить исцеление ран, нанесенных всему нашему народу в результате грандиозного разделения народа, навязанного нашему обществу веками колониализма и апартеида.

Из выступления в Генеральной Ассамблее ООН
3 октября 1994 года

Все мы знаем, как упрямо может держаться в умах расизм и как глубоко его щупальца могут проникнуть в душу человека.

Я буду и далее хранить надежду на то, что древо возрождения Африки пустит глубокие корни и будет цвести независимо от времен года.

Из выступления в Генеральной Ассамблее ООН
21 сентября 1998 года
[quads id=2]

Мир — это не только отсутствие войн; мир — это создание такой среды, где могут процветать все, независимо от расы, цвета кожи, убеждений, религии, пола, класса, касты и любого другого социального фактора или положения.

Из выступления в Нью-Дели, Индия
31 января 2004 года

3. Триада — риторический прием выражения мыслей через три слова, словосочетания или фразы:

Мне пришлось оставить свое дело, отказаться от профессии, жить в нищете и страданиях, как и многие люди рядом со мной… 

Только в ходе трудной, жертвенной и непримиримой борьбы мы сможем отстоять свободу. 

Из обращения к прессе
«В борьбе — вся моя жизнь»
26 июня 1961 года

Настоящее равенство перед законом означает право участвовать в разработке законов, по которым живешь, существование конституции, которая гарантирует демократические права всем социальным группам, право обратиться в суд за защитой или помощью в случае нарушения прав, гарантированных конституцией, а также право участвовать в осуществлении правосудия в качестве судьи, мирового судьи, прокурора, адвоката или иного официального представителя.

Я ненавижу политику расовой дискриминации, и в этой ненависти меня укрепляет тот факт, что преобладающее большинство людей на планете точно так же ненавидят расизм. Я ненавижу, когда детям постоянно навязывают расовые предубеждения, и в этой ненависти меня укрепляет то, что преобладающее большинство людей, в нашей стране и за рубежом, — на моей стороне. Я ненавижу надменное отношение одной расы к другой, вследствие которого все жизненные блага должны эксклюзивно доставаться меньшинству населения, и которое ставит большинство жителей страны в унизительное, зависимое положение, когда они, как бесправные рабы, должны работать там, где скажут, и вести себя так, как велит правящее меньшинство.

Из выступления в суде
Претория, Южная Африка — 15 октября — 7 ноября 1962 года
[quads id=3]

Пока в нашем мире сохраняются нищета, несправедливость и серьезное неравенство, никто из нас не может сидеть, сложа руки.

Наш мир — мир больших надежд и перспектив. Но с другой стороны — это мир страданий, болезней и голода.

Шаги, которых мы ждем от развитых стран, предельно ясны.

Первый — это обеспечение справедливых условий торговли. Я уже говорил, что справедливая торговля для развитых стран является продуктивным способом подтвердить свое стремление положить конец нищете в мировых масштабах. Второй шаг — положить конец долговому бремени бедных стран. Третий — оказывать гораздо больше помощи и следить, чтобы она была высочайшего качества.

Из выступления перед концертом «Live 8»
Йоханнесбург, ЮАР — 2 июля 2005 года

4. Антитеза — противопоставление или контраст:

Или вы собираетесь стоять в стороне и молчать, когда решается вопрос жизни и смерти моего народа, нашего народа? 

Из обращения к прессе
«В борьбе — вся моя жизнь»26 июня 1961 года

Я ненавижу надменное отношение одной расы к другой, вследствие которого все жизненные блага должны эксклюзивно доставаться меньшинству населения, и которое ставит большинство жителей страны в унизительное, зависимое положение, когда они, как бесправные рабы, должны работать там, где скажут, и вести себя так, как велит правящее меньшинство. 

Из выступления в суде
Претория, Южная Африка — 15 октября — 7 ноября 1962 года

Африканцы жалуются… не только на то, что они бедны, а белыебогаты, но и на то, что законы, созданные белыми, сохраняют именно такое положение вещей. 

Я боролся против доминирования белой расы, и я боролся против доминирования черной расы

Это идеал, которого я стремлюсь добиться и до которого я надеюсь дожить. Но если потребуется, то за этот идеал я готов умереть.

Из выступления в суде
Претория, Южная Африка — 20 апреля 1964 года

Поскольку мы достигли свободы, нас можно разделить только по одному признаку: на тех, кто ценит демократию, и тех, кто не ценит!

Дурбан, Южная Африка
16 апреля 1999 года
[quads id=4]

Сегодня каждый из нас должен задать себе вопрос: что я сделал, чтобы улучшить мир, в котором я живу? Засоряю я окружающую среду или защищаю ее? Распространяю ли я расовую ненависть — или обеспечиваю примирение и добрососедство? Покупаю ли я краденые товары — или способствую борьбе с преступностью? Плачу ли я налоги — или занимаюсь мошенничеством, скрывая доходы и подделывая лицензии? Жду ли я, пока за меня все сделают другие, — или заодно с местной властью работаю над тем, чтобы жизнь стала лучше как для меня, так и для окружающих?

Из выступления в Ботавилль,
ЮАР 14 октября 1998 года

Наш мир — мир больших надежд и перспектив. Но с другой стороны — это мир страданий, болезней и голода.

Воевать и разрушать — очень легко. Настоящие герои — те, кто устанавливает мир и начинает строить.

Из выступления в Соуэто, ЮАР
12 июля 2008 года

5. Риторический вопрос — вопрос-утверждение, не требующий ответа:

Почему мы должны и дальше обогащать тех, кто наживается на нашем поте и крови? Тех, кто нас эксплуатирует и лишает права создавать профсоюзы? …

А что собираетесь делать вы? Вы пойдете с нами — или вы будете поддерживать правительство в его стремлении разрушить все надежды и чаянья нашего народа? Или вы собираетесь стоять в стороне и молчать, когда решается вопрос жизни и смерти моего народа, нашего народа? 

Из обращения к прессе
«В борьбе — вся моя жизнь»
26 июня 1961 года

Каждый из нас должен задаться вопросом: сделал ли я все от меня зависящее, чтобы обеспечить стабильный мир и процветание в моем городе, в моей стране?

Дурбан, Южная Африка
16 апреля 1999 года

Сегодня каждый из нас должен задать себе вопрос: что я сделал, чтобы улучшить мир, в котором я живу? Засоряю я окружающую среду или защищаю ее? Распространяю ли я расовую ненависть — или обеспечиваю примирение и добрососедство? Покупаю ли я краденые товары — или способствую борьбе с преступностью? Плачу ли я налоги — или занимаюсь мошенничеством, скрывая доходы и подделывая лицензии? Жду ли я, пока за меня все сделают другие, — или заодно с местной властью работаю над тем, чтобы жизнь стала лучше как для меня, так и для окружающих?

Из выступления в Ботавилль, ЮАР
14 октября 1998 года
[quads id=RndAds]

Религия, этническая принадлежность, язык, социальный и культурный опыт — это важные составляющие человеческой цивилизации, которые обогащают ее разнообразие. Разве можем мы позволить, чтобы они стали поводом для расслоения общества или проявления жестокости? 

Из выступления в Нью-Дели, Индия
31 января 2004 года

6. Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции:

Только в ходе трудной, жертвенной и непримиримой борьбы мы сможем отстоять свободу. В борьбе — вся моя жизнь. Я буду бороться за свободу до конца своих дней.

Из обращения к прессе
«В борьбе — вся моя жизнь»
26 июня 1961 года

Я ненавижу политику расовой дискриминации, и в этой ненависти меня укрепляет тот факт, что преобладающее большинство людей на планете точно так же ненавидят расизм. 

Из выступления в суде
Претория, Южная Африка — 15 октября — 7 ноября 1962 года

Именно за это борется АНК. Его борьба поистине национальна. Это борьба африканского народа, вдохновленная его страданиями и опытом. Это борьба за право жить.

Это идеал, которого я стремлюсь добиться и до которого я надеюсь дожить. Но если потребуется, то за этот идеал я готов умереть.

Из выступления в суде
Претория, Южная Африка — 20 апреля 1964 года

Вне сомнения, это, должно быть, один из великих парадоксов нашего времени, когда перед нашей Ассамблеей впервые за всю ее 49-летнюю историю будет выступать южноафриканский глава государства, представляющий африканское большинство образования, которое является африканской страной.

Из выступления в Генеральной Ассамблее ООН
3 октября 1994 года
[quads id=RndAds]

7. Параллелизм — тождественное или одинаковое построение различных отрывков текста или предложений:

Не стоит ждать, что люди, лишенные права голоса, продолжат платить налоги правительству, которое никак не отвечает перед ними. Не стоит ждать, что живущие в нищете и голоде смогут платить правительству и местным властям чрезмерно высокую квартирную плату. 

Мне пришлось расстаться с любимой женой и своими детьми, с матерью и сестрами, стать изгнанником в родной стране. Мне пришлось оставить свое дело, отказаться от профессии, жить в нищете и страданиях, как и многие люди рядом со мной… 

Мы призываем белых соотечественников присоединиться к нам, чтобы вместе строить новое южноафриканское государство. Освободительное движение борется и за ваши интересы. Мы призываем мировое сообщество продолжить кампанию по изоляции режима апартеида. Ослабить санкции прямо сейчас означало бы поставить под удар весь процесс преобразований до того, как апартеид полностью уничтожен.

Из выступления при освобождении из тюрьмы
Кейптаун, Южная Африка — 11 февраля 1990 года

Заключение

“Нельсон Мандела продемонстрировал, чего можно добиться в нашем мире и внутри каждого из нас, если мы будем верить, мечтать и трудиться вместе.”

Бывший Генеральный секретарь ООН
Пан Ги Мун, 2013 год

На сайте есть интересная статья об еще одном известном на весь мир борце за расовую справедливость Мартине Лютере Кинге “Анализ речи Мартина Лютера Кинга-младшего “У меня есть мечта”.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо.

Источники информации:

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 5 / 5. Vote count: 3

No votes so far! Be the first to rate this post.