Skip to content
Home » Думай и пиши » Как написать убедительный текст: приемы риторики, фигуры речи и тропы

Как написать убедительный текст: приемы риторики, фигуры речи и тропы

В этой статье Вы узнаете о том, как написать убедительный текст, об основных методах убеждения, о классической структуре речи, о том, что такое риторические тропы и фигуры речи, разберем их виды и, конечно, рассмотрим примеры.


Реклама, фильмы, новости… Все вокруг кричит и призывает: купи, послушай, посмотри, возьми, одобри, поддержи. Убедительные речи звучат через экраны телевизоров, компьютеров и смартфонов. А такие социальные площадки, как Facebook и Instagram, стали общественными форумами, на которых люди могут высказывать любое мнение и отстаивать его.

Раз уж без красноречия и способности к убеждению не обойтись, давайте разбираться, как писать и говорить убедительно, не нарушая при этом границ дозволенного.

Подробнее о том, что такое риторика, а также об истории ее становления и развития читайте в статье: “Кратко об истории риторики: от Древней Греции и до современности”.

[quads id=3]

Как написать убедительный текст: с чего начать

Перед тем, как приступить к работе и написать действительно убедительный текст, первое, что Вам нужно сделать – это определиться с темой. Подумайте, о чем Вы хотите написать? Может Вы хотите что-то изменить в мире или своей стране? Почему это для Вас важно? Чего Вы хотите добиться, каких ответных действий и реакции со стороны общества? Какими способами Вы можете убедить?

Основой любой убедительной речи или текста является сама сущность аргумента – главная идея, которую Вы хотите донести до окружающих, или точка зрения, которую отстаиваете и доказываете.

Вторым шагом в создании убедительного текста и будет написание этой идеи в виде тезиса – предложение, в котором кратко изложена основная мысль. Пример тезиса:

Из-за строительства плотин страдает экосистема рек.

Если Вы можете выразить свою идею в виде тезиса, значит Вы готовы к ее аргументации.

[quads id=4]

Третий шагкаркас текста. Постарайтесь найти подходящие конкретно для Вашего текста стилистические приемы, фигуры речи, тропы, схемы построения предложений и ритм текста. Об этом речь пойдет далее в статье.


Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток, инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Создание каркаса убедительного текста на основе 3-х методов убеждения

Каждое публичное выступление основывается на методах убеждения, на базе которых также можно построить любой текст. В блоге есть отдельная статья про методы убеждения “Три кита убеждения: этос, пафос, логос”.

[quads id=2]

Аристотель выделяет три основных приема в риторике – логос, этос и пафос, сравнивая их с “художественными” приемами. Ведь использование этих методов убеждения, действительно, требует особого мастерства и умения.

Логос

Рассмотрим первый метод – логос. Этот прием подразумевает убеждение аудитории при помощи рациональных, логических доводов, рассуждений и доказательств:

При строительстве плотин важно определить все возможные риски. Иначе один и тот же сценарий будет повторяться снова и снова: затопление огромных площадей леса, гибель растительного и животного мира, исчезновение территорий, которые представляют историческую и археологическую ценность. Так, например, водохранилище Теплико в штате Теннесси затопило древнюю деревню индейцев-чероки, а Асуанское водохранилище в Египте привело к распространению шистосомоза — тяжелого заболевания человека, вызываемого гельминтом Schistosoma.

Это пример дедуктивного мышления (то есть от общего к частному). Я сформулировала главный, обобщенный аргумент: риски при строительстве плотин велики и они неизбежно повторяются. Далее раскрыла подробнее, какие же последствия (риски) возможны и усилила аргументацию конкретными примерами.

В свою очередь, индукция – это движение мысли от частного к общему. Если применить такой способ, получится, примерно, следующее:

В некоторых странах строительство плотин привело к затоплению лесов, гибели животных и растений, к ухудшению качества питьевой воды. Вред от плотин и водохранилищ очевиден – риски слишком велики.

[quads id=3]

Важно чувствовать эту тонкую грань между “сильным” аргументом и тем, который в чем-то проигрывает.

Как видите, вариаций применения логоса в тексте – огромное множество. Главное, чтобы Ваша логическая цепочка была на 100% продумана.

Этос

Второй метод убеждения – этос. Этот способ выражается в том, чтобы вызвать к себе доверие со стороны аудитории:

На протяжении 15 лет я изучал влияние ГЭС на окружающую среду, и теперь с уверенностью могу заявить – негативные последствия от высоких плотин есть всегда.

Ритор (или оратор) данным высказыванием дает понять, что ему можно доверять, ведь за его плечами – многолетний опыт и знания.

[quads id=2]

Пафос

Третий метод убеждения – это пафос. Пафос нацелен на вызов ответной эмоций со стороны аудитории. Эти эмоции могут быть, как положительные – радость и надежда, так и отрицательные – страх или гнев. Пример пафоса на тему строительства плотин:

Когда же наконец мы скажем “стоп!”? Неужели нам недостаточно последствий: затопленные леса, пересушенные реки и устья, уничтожение животных и растений? Как долго человечество будет считаться только со своими интересами и вмешиваться в тонко настроенную экосистему?

Умение использовать все три метода убеждения, делать это уместно и грамотно – целое искусство. Не зря Аристотель называл данные приемы “художественными”.

Применение и эффективность логоса, этоса и пафоса полностью зависят от мастерства писателя или оратора (ритора), в отличие, например, от цитирования, перефразирования источника, статистики и пр.

Выбранная Вами тема для текста изначально задает некоторые особенности использования тех или иных методов убеждения, например, на что сделать упор (на эмоции или доказательства), в каких “пропорциях” применить логос, этос и пафос в тексте.

В качестве показательного примера эффективного применения методов убеждения можно привести выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда (кликайте и читайте очень интересную статью).

[quads id=8]

Убедительный текст: структура

В классической риторике композиция речи состоит из 5 частей:

1) вступление;

2) изложение материала, ситуации или контекста;

3) подтверждение своей идеи в виде предоставления аргументов и фактов;

4) опровержение в виде предъявления контраргумента и установления его ложности (недоказанности);

5) заключение.

Данную классическую схему построения ораторской речи можно использовать, как основу для текста. При этом структура Вашего текста может, как включать, так и не включать все 5 частей, их последовательность также можете менять.

Приемы риторики в написании убедительного текста

2 500 лет ораторы, мыслители и философы изучали ораторское искусство. Трудно даже представить, какой объем информации был изучен за эти годы. Поэтому не будем останавливаться и разбирать все существующие риторические приемы, фигуры речи и тропы, рассмотрим лишь основные.

[quads id=3]

Убедительный текст и стилистика

Стилистика текста заключается в правильном подборе слов для выражения мыслей.
Подробнее о стилистических ошибках в тексте.

Слова, которые мы выбираем для того, чтобы выразить какую-то мысль, задают тексту определенный стиль (формальный, разговорный, сленг) и тон (эмоциональную характеристику).

Выходит, стилистика – это своеобразный инструмент для применения таких методов убеждения, как этос, пафос и логос.
Например, изобилие технических терминов в тексте может служить для читателя доказательством Вашей профессиональной подкованности и опыта (этос), а может сделать Ваш текст трудночитаемым, сухим и скучным. Сложные метафоры, выразительные эпитеты и сравнения могут звучать красиво и романтично (пафос), а могут превратить текст в “ванильно-цветочную” массу, в которой читатель и смысла не разберет.

Синтаксис и ритм текста

[quads id=4]

Следует обратить внимание на построение предложений и сочетание слов внутри этих предложений. В зависимости от структуры и длины предложений, текст может читаться и восприниматься легко и быстро или же казаться трудным и скучным. При помощи синтаксиса тексту задается ритм.

Вот, что говорит о ритме текста Джозеф Шугерман, американский копирайтер, мастер директ-мейловского текста, находчивый маркетолог и публичный оратор:

“Здесь нет какой-то одной определенной модели, скажем, короткое предложение, затем длинное предложение, за которым следует предложение средней длины, а потом два коротких предложения и одно очень длинное. Так понятнее? Короче говоря, просто нужно варьировать длину предложений так, чтобы при прочтении они создавали ощущение разнообразия и ритма.

Подумайте, как звучал бы текст вашей рекламы, если бы все предложения в нем были очень короткими или очень длинными или все следовали одной заранее предсказуемой модели. В этом и состоит задача ритма текста. Варьируйте свои предложения, меняйте их длину, чтобы задать тексту определенный ритм.”

Риторические фигуры речи: виды и примеры

Фигура речи (от греч. schema – схема) – это синтаксическая конструкция, с помощью которой усиливается воздействие речи на аудиторию. Это способ сочетания и связки слов.

Разберем наглядный пример – построение предложения, в котором присутствует перечисление (амплификация). Обычно, в таком предложении есть связки “и”, “или”, “также”. Например:

“Я купил в строительном магазине молоток и гвозди, а также краску и кисть.”

А вот так, на контрасте, выглядит схема “асидетон” (бессоюзие):

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул;
Жизнь, движенье разрешились.
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
(Ф. Тютчев)

[quads id=2]

Бессоюзие ускоряет темп текста, как-будто образует нарастающую волну, читается при этом предложение на одном дыхании.
Схема полисидонта (многосоюзие) вызывает противоположный эффект, замедляя перечисление:

Да вновь увижу я ковры густых лугов
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, сред блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.
«Царское село»
А. С. Пушкин

Кроме асидетона, полисидонта и перечисления выделяют следующие риторические фигуры:

  • антитеза – противопоставление ( “Война и мир“);
  • оксюморон – соединении двух противоположных понятий в одно (красноречивое молчание);
  • повторы ( “Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.” Есенин С.А.);
  • инверсия – намеренное нарушение порядка слов, чтобы добиться большей выразительности, акцентировать внимание:

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
(А. С. Пушкин. «Ангел»)

  • хиазм – крестообразная перестановка слов в предложении: “Суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2:17).
  • эллипсис, силлепс и апосиопеза – убавление, опущение, пропуск слов в предложении (штрафной удар – штрафной).
[quads id=4]

Тропы, они же стилистические фигуры, они же стилистические приемы

Троп – слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Википедия

Тропы бывают простые, как, например, сравнение: “Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова”. (С. Есенин). Или метафора, которую еще называют скрытым сравнением: водопад звезд, лавина писем, стена огня, жемчужина поэзии, искра любви, золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души.

Выделяют и более сложные виды троп:

  • Синекдоха – когда характеристика общего переносится на частное (“Всё спит — и человек, и зверь, и птица”. (Гоголь). В данном примере единственное число применяется вместо множественного: человек вместо люди и т.д.
  • Метонимия – основана на замене слов “по смежности”: деревня обсуждает, Париж спит, Москва встречает.
  • Гипербола – преувеличение: “Мы не виделись сто лет!”.
  • Литота – преуменьшение: “Жизнь человека — один миг”.
  • Аллегория – иносказание, то есть употребление слова в переносном значении. Сразу на ум приходят басни Крылова:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
“Стрекоза и Муравей”

[quads id=4]
  • Эвфемизм – используется для смягчения, нейтрализации или замены грубых, непристойных слов: тюрьма – место лишения свободы, негр – афроамериканец.
  • Анафора – повторение одних и тех же слов, звуковых сочетаний:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел…

А.С. Пушкин

  • Ирония: “Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.”
  • Сарказм: “Все мы сделаны из одного теста, причем довольно низкого качества” (Марк Твен).
  • Олицетворение – перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы: “Нева вздувалась и ревела…и вдруг, как зверь остервенясь, на город кинулась.” (А. С. Пушкин).

Среди такого разнообразия стилистических приемов, риторических фигур и методов убеждения важно найти именно те способы, которые не будут диссонировать с темой и идеей текста, а, наоборот, усилят и раскроют мысли автора.

Примеры использования риторических приемов в категории “Анализ известной речи”.

P. S.: Понравилась статья? Обязательно делитесь ссылкой в социальных сетях. Спасибо и хорошего дня!

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 5 / 5. Vote count: 6

No votes so far! Be the first to rate this post.