Skip to content

Художественно-публицистический жанр журналистики: особенности, виды и примеры

В публицистическом стиле речи выделяют 3 жанра: информационный (заметка, репортаж, информационное интервью, блиц-опрос, некролог, вопрос-ответ, отчет), аналитический (статья, рецензия, отчет, аналитическая корреспонденция, обзор) и художественно-публицистический жанр

Типы текстов, относящихся к художественно-публицистическому жанру журналистики

К художественно-публицистическому жанру относятся следующие типы текстов:

  • памфлет;
  • очерк;
  • эпиграф;
  • фельетон;
  • сатирический комментарий;
  • легенда;
  • пародия;
  • житейская история;
  • шутка;
  • игра;
  • эссе;
  • эпитафия. 

Основная задача художественно-публицистического жанра журналистики

Основная задача художественно-публицистического жанра заключается в создании образного, эмоционального представления о событии или факте. Под событиями и фактами подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают в нем определенные изменения. 

На этапе отбора необходимых фактов, воздействующих на читателя, определяется позиция журналиста. В этот момент возникает так называемая “триада”: автор->факт->читатель. При этом материал для будущего текста отбирается исходя из творческого воображения автора.

Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Особенности художественно-публицистического жанра

Особенностями художественно-публицистического жанра являются:

  1. Художественная образность. 
  2. Требовательность к языку. 
  3. Эмоциональная насыщенность. 
  4. Значительная степень выраженности авторского “Я”. 

Публицистический текст должен быть понятен массовой аудитории. Именно поэтому ему свойственна простота изложения и общедоступность.

Основными характеристиками, которыми обладает художественно-публицистический жанр, являются эмоциональность и образность. Именно эти две составляющие помогают публицисту воздействовать на чувства и воображение своего читателя или зрителя.

Поэтому вполне закономерно, что в текстах художественно-публицистического жанра встречается множество различных образных средств, например: эпитеты, сравнения, метафоры. Кроме того, используются фразеологизмы и просторечные слова. 

На создание любого из художественно-публицистических жанров влияет несколько факторов:

  1. Творческие возможности автора.
  2. Время, которое редакция или сам автор выделил для написания текста.
  3. Наличие объекта отображения.
  4. Наличие цели, а именно воздействие на читателя теми возможностями, которыми располагает художественный образ. 

Кроме того, на содержание, а также на степень эмоциональности и образности художественно-публицистического текста влияет наличие конфликта, авторская позиция, роль деталей, стиль написания и используемые художественно-изобразительные средства (тропы, стилистические фигуры). 

Читайте статью “Как написать убедительный текст: приемы риторики, фигуры речи и тропы”. 

Далее в статье представлена характеристика таких художественно-публицистических жанров, как очерк, эссе, памфлет, фельетон, эпиграф и эпитафия

Художественно-публицистический жанр журналистики: очерк

Очерк – это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

Например: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора (очерк А. С. Пушкина  “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”). 

Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики – к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства. 

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности. 

“Очерковость” такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы  очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и “контуры” проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная. 

Жанровые особенности, присущие очерку:

  • художественная образность; 
  • эмоциональная насыщенность; 
  • присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
  • относительная сжатость изложения материала и конкретность;
  • объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
  • в зависимости от темы стиль написания очерка может быть формальным или неформальным (чаще);
  • встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
  • для подтверждения точки зрения автора используются факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные, формулы расчета, наименования и пр. 

Наиболее “яркими” стилевыми особенностями очерка являются:

  1. Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем. 
  2. Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий. 
  3. Документальность. При написании очерка автор, в первую очередь, опирается на факты. Поэтому очень часто в очерке встречаются различные формулы расчета, статистические данные, специфические термины. 

Основные виды очерка

Выделяют 4 основных вида очерка:

  1. Портретный очерк или биографический. Предметом данного очерка выступает личность, причем не вымышленная, а взятая из реальной действительности. Основная задача автора состоит в том, чтобы раскрыть внутренний мир героя, его ценности и характер. Простого перечисления фактов из биографии будет недостаточно.
  2. Проблемный очерк. Из названия уже становится понятно, что в центре данного очерка находится изучение какой-то проблемной ситуации. Проблемный очерк можно сравнить со статьей. Как и в статье, очеркист исследует проблему, выясняет причины ее возникновения, дальнейшее развитие и пути решения. Отличие же очерка от статьи состоит в том, что в очерке автор как будто ведет диалог с читателем: делится своими мыслями, исследует конфликтные ситуации, пытается добраться до сути проблемы и осмыслить происходящее. Такое наблюдение за развитием конфликта нередко вызывает переживания и различные эмоции, как у читателей очерка, так и у его автора. 
  3. Путевой очерк. Путевой очерк представляет собой описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия. Чаще у журналиста уже есть основная идея, а также замысел для будущего очерка и цель командировки, а полученные в поездке впечатления и факты уже “работают” на эту идею. Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны. Данный вид очерка считается наиболее серьезным и объемным. 
  4. Исторический очерк. В таком очерке автор в хронологическом порядке излагает исторические факты и события, связанные с предметом исследования. Анализирует исторические сведения и дает им собственное толкование. 

Художественно-публицистический жанр журналистики: эссе

Эссе – очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу. 

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию. 

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Художественно-публицистический жанр журналистики: фельетон

Фельетон – короткая заметка, очерк, статья сатирического характера, главной задачей которой является высмеивание “зла”. 

Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин,  И.А. Ильф и Е.П. Петров. 

Художественно-публицистический жанр: памфлет

Памфлет – сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла.

При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Пример: “Письма к провинциалу” французского ученого, философа Блеза Паскаля, “Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными” английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом “Пчелы”, А.М. Горький “Город желтого дьявола”, Л.М. Леонов “Тень Барбароссы”.

Художественно-публицистический жанр журналистики: эпиграф

Эпиграф – цитата, комментарий или изречение перед началом произведения или его частью, который отражает основную идею текста. 

В журналистике роль эпиграфа заключается в том, чтобы задать определенный тон, вызвать нужный эмоциональный настрой и сформировать установку на восприятие читателем опубликованного материала (например, эпиграф к отдельной газетной полосе). 

Эпиграф к книге К. Е. Левитина “Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого ученого”:

Лекции, которые на самом деле учат, никогда не могут быть популярными; популярные же лекции не могут обеспечить подлинного обучения.

Но, вообще говоря, лекции могут дать много пищи для ума.

Майкл Фарадей

Художественно-публицистический жанр: эпитафия

Эпитафия используется в качестве напоминания о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте. 

Пример эпитафии:

После тяжёлой продолжительной болезни ушла из жизни Турсунай Оразбаева, светлый и душевный человек, умевший бескомпромиссно отстаивать гуманистические идеалы интернациональной дружбы народов и людей, талантливый поэт-мелодист, автор многих популярных на родине и в России патриотических и лирических песен, президент общества «Казахский язык», прекрасный работник аппарата исполкома Международного сообщества писательских союзов и видный общественный деятель казахской диаспоры в Москве.

Много активных и плодотворных лет отдала она участию во всех значимых общественных и культурно-массовых мероприятиях не только на исторической родине, но и в городе Москве и за её пределами. Она умела дружить, была образцом чести и достоинства в жизни и в творчестве.

Память об этом прекрасном человеке навсегда останется в сердцах её коллег, друзей и единомыш­ленников.

Lgz.ru

Используемые материалы:

  • Художественно-публицистические жанры печатных СМИ: история и современность. Авторы: Хомяков В. И., Андреева Е. А. 
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Книга, Александр Алексеевич Тертычный. 
  • Фото freepik.com

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 4.8 / 5. Vote count: 6

No votes so far! Be the first to rate this post.