В мире произошел бум сторителлинга. Истории повсюду. Одним нажатием кнопки мы можем прослушать историю о том, как живут люди в Мумбаи, Донецке или Детройте.
Истории вдохновляют, исцеляют, дарят надежду. Но кроме этого у сторителлинга есть отрицательные стороны. Далее выясним почему.
Причины, из-за которых сторителлинг может нанести вред обществу
Хотела бы вас познакомить с писательницей из Южной Африки – Сисонке Мсиманг – автор множества публикаций для New York Times, Washington Post, The Guardian, Newsweek и Al Jazeera. Работы Сисонке Мсиманг сфокусированы на проблемах, связанных с демократией, половой и расовой принадлежностью.
Выступление Сисонке на Ted Talks на тему связи и влияния сторителлинга на социальную справедливость не оставило меня равнодушной. Поэтому спешу поделиться интересной информацией.
Почему сторителлинг не всегда так полезен и эффективен? Разберем 3 причины, из-за которых сторителлинг может нанести вред обществу и даже вызвать негативные последствия:
1. Создание иллюзии. История создает иллюзию сопричастности к происходящему. Возникает впечатление, будто это Я покорил вершину “той” горы, совершил поступок, прошел через трудности и победил. Но это не так. Слушать – это хорошо, но этого недостаточно для социальных изменений. Будем честны сами с собой: мы не сделали абсолютно ничего. Хорошо, если история повлияет на сознание слушателя и даст толчок к действию.
Unsplash
2. Эмпатия к положительному герою. Легко симпатизировать, уважать, доверять положительным героям. Нам нравятся приятные, добренькие и белоснежные персонажи, а если человек нам нравится, значит ему легко сопереживать, ведь это не требует от нас усилий. Но обратное – неверно. Не всегда человек с отрицательными чертами характера, отталкивающей внешностью и неправильными поступками – плохой человек. Следует воспринимать и рассказчика, и героев непредвзято. Как много историй по этой причине не рассказано и не услышано.
Сисонке Мсиманг привела в пример рассказ из своего детства: Однажды маленькая девочка Сисонке каталась на своем новом велосипеде. Это Африка. Дорога ужасная – сплошные камни и ямы. И вот под колесо ее велосипеда попал большой камень: девочка падает и горько плачет от досады. В это время подбегает мальчишка, он хватает велосипед и на всей скорости удирает. Долго не думая, девочка как можно громче кричит:” Вор! Держите его! Вор!”.
Действует африканский самосуд. Мальчика поймали, заставили отдать велосипед и извиниться. И вот они стоят: девочка и мальчик друг напротив друга. Мальчик, конечно, извинился. Но какой был у него взгляд! Этот взгляд был полон ярости, он будто глазами прожигал: “Ты со своей сияющей кожей и новым велосипедом, что ты можешь знать обо мне и моей жизни.” И он прав. Девочка – родом из семьи среднего класса, которой купили велосипед, и мальчик, которому часто нечего есть. Не всегда черное – это черное.
Unsplash
3. Чрезмерное увлечение личной историей. Нет общей картины происходящего. Очень часто, слушая или читая чью-то историю, мы так поглощены личной проблемой автора или его героя, что забываем посмотреть на общую картину происходящего события. То есть мы видим, что герой переживает чувство стыда, но не связываем это с угнетением. Мы понимающе киваем головой, когда автор рассказывает, что чувствует себя ничтожеством, но не проводим параллель с проблемой дискриминации.
Важно то, чтобы история давала возможность аудитории не просто узнать о личной проблеме, но и увидеть политический аспект этой проблемы.
Проблема нашего времени заключается в том, что истории начали вытеснять СМИ. В статье про то, что такое сторителлинг, приведены данные исследований Стэнфордского университета: люди больше доверяют людям и их историям, чем фактам и статистике. Эмоции преобладают над разумом. И это проблема.
К примеру, в США лишь 10% молодых людей в возрасте до 30 лет доверяют средствам массовой информации. Это означает, что доверие к рассказчикам все больше возрастает, в то время, как доверие к СМИ стремительно снижается. Но СМИ нам необходимы. Обществу нужны сильные рассказчики, но в комбинации с убедительными данными, полученными от медиа. Вот эта комбинация и дает толчок для социальной справедливости. Именно справедливость делает мир лучше, а не истории.
P. S.: Если статья вам понравилась, поделитесь ссылкой в социальных сетях! Пока!