Skip to content
Home » Сторителлинг » Техника сторителлинга «Восьмипунктовая дуга» на простом примере

Техника сторителлинга “Восьмипунктовая дуга” на простом примере

Истории окружают нас повсюду. Сторителлинг затрагивает все сферы нашей жизни, начиная от сказки, которую вы читаете своему ребенку на ночь, и заканчивая ведением бизнеса, рекламой и социальной жизнью.

Техника сторителлинга "Восьмипунктовая дуга"
Техника сторителлинга “Восьмипунктовая дуга”

Photo: Unsplash

Истории – это часть нашей жизни. Это вид общения, познания мира, себя и другого человека. Но каким образом создаются все эти истории, в чем их секрет, есть ли какая-то специальная техника для построения истории? Или история – это просто набор слов, наших мыслей и переживаний? Техники сторителлинга, как и его секреты, конечно, существуют. Иначе сторителлинг не был бы так востребован и популярен.

Найджел Воттс и его “восьмипунктовая дуга”

Для начала выделим основные техники, которые точно работают. Например, в этой статье разберем такую технику сторителлинга, как “Восьмипунктовая дуга“. Автором данной техники является писатель Найджел Воттс, который раскрывает ее особенности в книге “Как написать роман”.

Итак, 8 пунктов, на основании которых создается линия сюжета любой истории:

  1. Стазис или начальное состояние.
  2. Первый импульс.
  3. Цель.
  4. Неожиданность.
  5. Решающий выбор.
  6. Кульминационный пункт (климакс).
  7. Поворот.
  8. Развязка

Разберем каждый элемент на простом примере – всем известной сказке “Красная шапочка”.

1. Стазис. Обычный день из жизни героя, его начальное, стабильное состояние. Стазис может быть обширным или же занимать всего одно предложение. Пример из сказки : “Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.”

2. Первый импульс или триггер. Происходит событие, которое превращает обычный день героя в исключительный. На это событие сам герой повлиять не может. До этого момента протагонист находился как-будто в подвешенном состоянии, а сейчас начинает жить и развиваться.

Пример: “Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке: – Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.”

3. Цель. Триггер дает герою толчок для действия и достижения какой-то цели. Эта цель может видоизменяться по мере развития событий истории.

Пример: Красная Шапочка собирается выполнить мамино поручение: берет пирожок и масло и собирается идти к бабушке.

4. Неожиданность. По мере развития сюжета герой сталкивается с препятствиями и трудностями. Важно, чтобы препятствия были непредсказуемыми. Вызвать их может, как другой персонаж, так и факторы в окружении героя.

Например: “Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк.”

5. Решающий выбор. На своем пути герой сталкивается с неожиданными препятствиями, которые ему необходимо преодолеть. При этом перед ним возникает решающий выбор. Герой спрашивает себя: ” Что я должен сделать? Как мне с этим справиться?”.

Красная Шапочка почувствовала страх и неуверенность, но сделала решающий выбор и вошла в дом:

“Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды, и ответила: – Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла! Волк откашлялся и сказал потоньше: – Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется. Красная Шапочка дернула за веревочку-дверь и открылась. Вошла девочка в домик.”

6. Кульминационный пункт. Это воплощение решающего выбора героя в реальность, то есть результат этого выбора. В кульминации происходит наивысшая точка напряжения истории. Очевидный пример из сказки:

“Бабушка, почему у вас такие большие зубы? – А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!”

Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.”

7. Поворот. Это следствие решающего выбора героя и кульминационного пункта. Поворот должен быть неизбежен и правдоподобен, иначе читатель сразу распознает фальшь.

“Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка.”

8. Развязка. Это по сути “новый” стазис. Герои возвращаются в начальное состояние:

“А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка – обе целые и невредимые.”

Вывод

Данная техника – одна из многих техник, которые применяются в сторителлинге. Она может нравится или не нравится, но этот метод существует и хорошо работает.

Необязательно использовать все 8 элементов в своей истории. Но воспользоваться каждым из этих пунктов на этапе построения основы для будущей истории все-таки стоит.

Вот, что говорит об этом сам автор Найджел Воттс:

Когда я чувствую, что с моей повестью что-то не в порядке, то проверяю, не пропустил ли я случайно какой-то из элементов восьмипунктовой дуги. Может, это и не является стопроцентным рецептом на бестселлер, но зато поможет избежать тех неприятностей, из-за которых самые блестящие замыслы очень часто обращаются в пыль.

P .S.: Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой в социальных сетях!
Пока!

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 5 / 5. Vote count: 2

No votes so far! Be the first to rate this post.