В статье вы узнаете о том, что такое очерк, какие ему присущи жанровые особенности, а также о том, как написать проблемный очерк: структура, основная задача, план написания и примеры текстов, выполненных в жанре проблемного очерка.
В центре проблемного очерка находится изучение некой проблемной ситуации, которую автор раскрывает с разных сторон, в первую очередь, – с социального и морально-этического ракурса.
Прежде, чем приступать к детальному разбору, для начала рассмотрим, а что же такое проблемный очерк (и очерк в целом), и какими жанровыми особенностями он обладает.
Что такое очерк
Очерк – это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.
Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики – к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.
В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
Относится очерк к публицистическому стилю речи, а именно к его художественно-публицистическому жанру.
“Очерковость” такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и “контуры” проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная.
Статья “Как написать краткий биографический (портретный) очерк”.
Жанровые особенности проблемного очерка
Жанровые особенности, присущие очерку:
- художественная образность;
- эмоциональная насыщенность;
- присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
- наличие авторского мнения;
- описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
- актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
- относительная сжатость изложения материала и конкретность;
- объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
- в зависимости от темы стиль написания очерка может быть формальным или неформальным (чаще);
- встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
- для подтверждения точки зрения автора используются факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные, формулы расчета, наименования и пр.
Наиболее “яркими” стилевыми особенностями очерка являются:
- Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем.
- Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий.
- Документальность. При написании очерка автор, в первую очередь, опирается на факты. Поэтому очень часто в очерке встречаются различные формулы расчета, статистические данные, специфические термины.
Как написать проблемный очерк: структура очерка
Принято выделять 3 способа структуризации очерка:
- Хронологический. Используя данный метод, автор описывает события, явления, жизненные ситуации в их временной последовательности.
- Логический. Заключается в том, что автор очерка ведет повествование, основываясь на логике причинно-следственных связей. В таком очерке отсутствует строгая временная последовательность, главное – это логика исследования.
- Смешанный или свободный способ повествования. Такая структура очерка является наиболее популярной в периодической печати, она многогранна и совмещает в себе элементы хронологической и логической структуры.
Как написать проблемный очерк: смысл и основная цель
В проблемном очерке перед автором стоят следующие задачи: выяснить причины возникновения проблемной ситуации, попытаться определить ее дальнейшее развитие и определить возможные пути решения.
Проблемная ситуация не описывается просто в виде набора неких цифр, суждений, фактов, а представляется в тексте как определенная преграда, которую реально существующие люди со своими достоинствами и недостатками, характером, мировоззрением и ценностями пытаются решить.
Очень часто сама проблема возникает на фоне конфликта интересов. И исследуя этот конфликт, автор может добраться до сути проблемной ситуации. Сам процесс наблюдения за конфликтом вызывает эмоции и вовлеченность, как со стороны читателя, так и самого автора очерка. Это и делает очерк “живым” и интересным.
Журналист может приводить в тексте различные параллели, ассоциации и сравнения, иногда даже отступать от основной темы очерка.
Задача автора состоит не столько в передаче читателю уже имеющихся фактов и сведений о проблемной ситуации, сколько предоставление таких фактов, которые автор во время сбора и подготовки информации нашел и выяснил самостоятельно.
План проблемного очерка
Несомненно, автор проблемного очерка сам вправе решить, о чем и как ему писать. Но если данный жанр для вас пока еще до конца непонятен, и вы только начинаете свой журналистский путь, хорошим подспорьем в работе для вас может стать наглядный план очерка.
План проблемного очерка может выглядеть следующим образом:
- Интерес к проблеме. Автор начинает текст с описания происшествия, которое его побудило к более детальному изучению. Иными словами, рассказывает о том, что произошло.
- Показывает и доказывает читателю, почему данная ситуация не случайна, а является типичной для нашего общества.
- Создание интриги. Чем дальше автор погружается в изучение проблемы, тем понятнее становится, что возникшая ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.
- Сопричастность к проблеме. Автору необходимо не только заинтересовать читателя, но и вызвать у него соответствующие ответные эмоции и переживания, и самое главное – чувство сопричастности к проблеме.
- Личные переживания и мысли. Журналист передает читателю свои собственные переживания и свое мнение насчет данной проблемной ситуации. Таким образом, подготавливает читателя к принятию своих доводов и своей точки зрения.
- Ассоциации, образы, наглядное описание, сравнения, эмоциональный фон. Некоторые элементы текста автор может раскрывать в виде неких образов и сравнений, побуждая читателя к тому, чтобы задействовать свою фантазию и воображение.
- Связующая мысль. Все факты, о которых идет речь в очерке, должны быть объединены единой целью и смыслом повествования. Иначе, получится каламбур и читатель просто-напросто запутается.
- Собственный вывод. К концу очерка автор должен подвести читателя к тому, чтобы он сделал для себя выводы.
Схематически проблемный очерк можно изобразить так:
Примеры проблемного очерка
Большинство проблемных очерков достаточно внушительного объема. Так, например, проблемный очерк В. М. Пескова об охране малых рек “Речка моего детства” – это 10 листов печатного текста формата А4.
Поэтому далее в качестве примеров текстов данного жанра будут приведены небольшие отрывки.
Проблемный очерк В. Пескова “Речка моего детства” (отрывок)
“У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.
Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков.
Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на ее берегах, речонка упорно несет свою воду в «общий котел», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, – на малых речках.
Проверим это, к примеру, все той же Усманкой.
Река эта – главный приток Воронежа. Воронеж – река немалая. На ней, как известно, рождался российский флот, на ней вырос большой промышленный город. Но город вот уже несколько лет страдает от жажды.
И скоро мы будем иметь, так сказать еще одно «море». Плотина строится исключительно для того, чтобы задержать воду, ибо река не в силах уже напоить промышленный город. Слов нет – город велик, воды надо много. Но, с другой стороны, и река, по которой когда-то шли на Азов корабли, основательно обмелела. А это следствие того, что главный ее приток и еще какие-то речки и ручейки недодают воду.
В чем я вижу смысл разговора об Усманке? В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды. Это обращение «ко всем» мне кажется важным, потому что многие беды проистекают от наших незнаний, равнодушия и беспечности. Но было бы ошибкой ограничиться только «просветительством» и призывом: беречь!
Судьба воды зависит главным образом от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. Всякий соблазн рубить лес, «который поближе», соблазн находить «местную целину» для распашки в водоохранной зоне, осушать без большой на то надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пресекался. А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду. Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.“
Комсомольская правда. 1970. 29 ноября
rivers-russia.ru
Проблемные очерки часто встречаются на страницах газеты “Аргументы и Факты”. В качестве примера можно привести работы Вячеслава Костикова и Николая Зятькова.
Вячеслав Васильевич Костиков (род. 24 августа 1940 года, Москва) — российский государственный деятель, дипломат, журналист и писатель.
Николай Иванович Зятько́в (род. 17 июня 1950, Духовщина, Смоленская область) — владелец и президент издательского дома «Наша версия», один из ведущих представителей российских СМИ.
Отрывок из очерка Вячеслава Костикова “Нам песня строить и жить…”
“Производство новых советских песен было поставлено на мощный поток. Чуть ли не каждый день радио выдавало новую. Исходя из пропагандистского понимания, что «песня строить и жить помогает», песни, особенно идеологически правильные, буквально заталкивались в сознание. Регулярно шли передачи «Разучиваем песню». Хорошо помню слова диктора: «А теперь, дорогие радиослушатели, прослушайте эту мелодию в исполнении фагота». Перед войной из репродукторов мощно зазвучали марши.
Строителей коммунизма идеологически выстраивали в одну маршевую колонну, и для этого нужно было бодрящее песенное обеспечение. В найденном на чердаке песеннике я насчитал 35 песен о юных пионерах, 10 песен октябрят, 20 комсомольских и 40 революционных, военных и партизанских. Из мирового песенного наследия составители песенника включили всего четыре, в том числе «Похоронную песню» на музыку Бетховена.
Современная песня всё дальше уходит от национального лада. Молодёжь лучше ориентируется в англосаксонских хитах, чем в русской песне. Русское застолье уже не поёт. Идет глобализация культуры. Процесс естественный, объективный. И всё-таки как-то грустно думать о том, что русская песня, в которой жила душа народа, может исчезнуть совсем.
Как же быть? Хуже всего, если за песенное дело возьмутся наши депутаты. Они таких песенных законов напринимают, что поющие «кощунницы» из Pussy Riot покажутся невинными девами. А вместо советского «Марша энтузиастов» мы получим, пожалуй, «Марш олигархов», «Вальс жуликов и воров», «Балладу о проворовавшемся банкире», «Депутатский перепляс».
Так какие песни нужны новой России? Давайте подумаем вместе.”
Аргументы и Факты
Отрывок из “Миллион детей на помойке” Николая Зятькова
“Слова президента, сделавшего ставку на укрепление семьи, увеличение рождаемости, у большинства россиян вызвали внутреннюю поддержку. Что ещё могло бы способствовать решению этих задач, но в силу разных причин не прозвучало в обращении президента? Снижение количества абортов, которые в России делаются каждые 18 секунд.
У нас эта тема как-то стыдливо не обсуждается, считается, что аборт — дело личное. Хотя, если взять цифры, получается страшная картина. По данным Минздравсоцразвития, в 2009 г. было сделано 1 млн 162 аборта. Представьте только: на каждых 100 родившихся — 66,7 аборта! Не будь их, рождаемость выросла бы более чем в 1,5 раза. На фоне того, что многие семьи прикладывают немалые усилия, чтобы иметь детей, что государство строит новейшие центры, а медики спасают ослабленных малышей, каждый год более 1 млн фактически уже состоявшихся после зачатия детских душ и тел выбрасывается на помойку.
Не все знают, что в стране существуют люди, которые зарабатывают на абортном материале. В этой области крутятся огромные деньги (омоложение, лечение, кремы на основе фетального, то есть абортного, материала — роскошь не для бедных). Проблема, конечно, не только в этом. Сколько у нас подростков, которые «неожиданно» становятся беременными из-за своей беспечности, неграмотности, из-за того, что ни родители, ни государство не научили их культуре отношений! Сколько малообеспеченных семей, не имеющих возможности элементарно прокормить и дать образование ещё одному ребёнку!
Общество и государство должны чётко ответить на вопрос: нужен ли нам ежегодно ещё миллион детей? Или мы под флагом толерантности, свободы выбора будем спускать их в канализацию? Если нужны, значит, необходимо запретить аборты (исключая медицинские и социальные показания). Нужно провести дискуссии в обществе… “
aif.ru
Анатолий Аграновский “Столкновение” (отрывок)
Анатолий Абрамович Аграновский — известный советский писатель, прозаик, публицист, художник-оформитель и мультипликатор, ретушёр, кинодраматург, журналист, певец.
“Последние шесть лет они работали вместе, на одной дороге, на одном и том же паровозе – все тут было привычно для них. Работали молча, потому что в пути не положено говорить. “Зеленый!” – заметит сигнал помощник, и машинист обязательно подтвердит: “Зеленый”, и снова они молчат. Таков порядок, а для них привычка, въевшаяся за долгие годы. Так же, как спать перед ночным рейсом. Все тут было памятно машинисту, всей мерой опыта своего и таланта он знал, где надо отвести регулятор на всю дугу, а где можно прибрать, и какой путь машина пробежит силой своей тяжелой инерции, и где, предощущая новый подъем, надо снова дать пар, а где притормозить и насколько, чтобы после не разгонять, но чтоб и не занесло… А от этого всего – экономия, и точный график, и уважение деповских, и премии к каждой получке, и давнишние портреты на Доске почета, к которым можно подойти и сказать: “А не запылились ли мы с тобой, Сергей Иваныч? Молодых бы кого на наше место!”
Так летели они и в ту ночь, отрезанные от мира своей скоростью и причастные ко всей жизни страны, и было все знакомо, покойно, и все они предвидели, помнили, но нельзя уберечься от тупости и равнодушия.
– Коля, держи!
Это команда крайняя. Машинист мгновенно отвел регулятор на себя. Для этого он должен был привстать. Садясь, перевел кран на экстренное торможение. Перевел левой рукой, а правой уже крутил реверс, чтобы дать контр-пар… И это было последнее, что увидел помощник: яростное лицо друга и спокойные руки, делавшие привычную работу. Потом мелькнул перед глазами развороченный путь, помощник крикнул, а может, только подумал: “Коля, все!”, и его выбросило на землю и он остался жив.
А машинист успел – хочется так думать, – успел, обостренным своим чутьем угадать, что тормозная волна уже прошила состав, понял, что вагоны с людьми не пойдут под откос, и в тот же миг паровоз рухнул набок, и машиниста убило, сварило паром.
Аварийная комиссия установила: он сделал все, что было в его силах. Все мыслимое и возможное. Сошел с рельс следующий за паровозом вагон-ледник, в нем не было людей. Наклонился багажный, в нем было двое рабочих. Остальные вагоны остались на рельсах, многие пассажиры даже не проснулись, лишь наутро они узнали о катастрофе. Весь удар принял на себя один человек. Тормозной кран был отбит, его положение пришлось определять по оси. Красную ручку нашли в мертвой руке машиниста, он все еще сжимал ее… “
Российская газета – Столичный выпуск № 0(4313)
Источники:
- Художественно-публицистические жанры печатных СМИ: история и современность. Авторы: Хомяков В. И., Андреева Е. А.
- Жанры периодической печати: учебное пособие. Александр Алексеевич Тертычный
Фото – freepik.com
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо.